Школа и диабет: наш скромный опыт

pozdravlenija_ljubimoj_devushke_na_poslednij_zvonokЗдравствуйте, дорогие читатели! Сегодня 25 мая — окончание школьной учебы и последний звонок. Вот и мы окончили наш первый учебный год. И сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями о прошедшем годе.

Какие трудности были и как мы их преодолевали. Напомню, что мой старший сын живет с сахарным диабетом 1 типа вот уже 6 лет. В середине июня будет отмечать наш второй день рождения в году — День рождения диабета. А вы отмечаете? Позже я расскажу почему мы так решили делать.

А пока короткий пост о том, как мы прожили первый год в школе, имея сахарный диабет. Надеюсь для некоторых будет полезен наш опыт.

Образовательный процесс и диабет

У нас все это время наблюдалась одна, но очень глобальная проблема — еда. С основным процессом обучения проблем совершенно никаких. Сын показывал высокие результаты на уроках, хотя был не самым тихим ребенком. Несколько раз его выставляли в коридор. Но меня это совершенно не волновало и не волнует.

Я с самого начала учебы поставила вопрос с домашними уроками ребром — он их делает самостоятельно, а нам приносит на проверку. За все время первого класса я и супруг сидели с ним пару раз. Считаю, что только так можно выработать у ребенка ответственность за получение знаний. Это нужно не родителям, а самому сыну…

Поэтому в плане образовательного процесса первый класс меня нисколько не напрягал. А вот в вопросах питания и контроля сахара возникли очень большие проблемы.

Проблемы с учителями и восприятием диабета тоже не было. Многие боятся этого заболевания и оказалось, это играло нам на руку. Мы могли без проблем отпроситься, когда сахар после обеда не очень хороший или вообще не прийти в школу, если начиналась чехарда с сахарами (мне нужно было пару дней, чтобы определиться с дозами).

При необходимости сын смотрел сахар по глюкометру и подкалывался прямо в классе, хотя и сопротивлялся первое время. Перед обедом он уходил в кабинет к медсестре, где смотрел сахар, созванивался со мной и получал инструкции: сколько подколоть и выждать время.

Школа, диабет и еда

Изначально, с рождения я стараюсь ограничивать своих детей от вредного влияния внешней среды, это касается и телевизора, и компьютерных игр, и, конечно же, еды и сладостей. Я вижу, что некоторые мои друзья спокойно дают сладости и соки детям просто так, в качестве перекуса натощак. Внутри меня все негодует, как только я представлю, что при этом испытывает поджелудочная железа и головной мозг ребенка.

Мои дети ели конфеты, торты и другие вкусняшки по праздникам или когда они это реально заслужат. Поскольку до начала школы дети были под моим неусыпным контролем, а в детский сад они ходили для аллергических детей, то держать в норме сахар крови не состояло особого труда. Мои волнения и переживания начались начиная со второго дня посещения учебного заведения.

Сын стал более свободен, появились одноклассники, которые без смущения пожирали тонны конфет и сладких батончиков. В такой ситуации даже здоровый взрослый человек не сможет преодолеть соблазн, что говорить о детях. Сын стал регулярно угощаться конфетами и печеньками, и делал это, конечно, без инсулина.

В первые три месяца мы упорно боролись с этой проблемой. Уговаривали,  объясняли, угрожали осложнениями, порой я срывалась на крик. А бабушка даже  начала давать деньги за хорошие сахара, чему я была категорически против. Сыну никто во взрослой жизни не будет платить за его же здоровье и это тупиковый путь.

Потом я, скрепя сердце, начала давать конфеты и печеньки, но с условием, что мы едим дома или в основной прием пищи в школе, т. е. на обед. Меня не устраивало поедание сластей натощак. Я даже некоторое время применяла простой инсулин Актрапид, чтобы на перекусы давать вкусности. Но это не прижилось. Нужно время для освоения перехода и что-бы ребенок был рядом, а сделать это в учебное время не удавалось.

В итоге, в начале зимы мы получили невиданные до селе цифры гликированного гемоглобина — 7,0%. До этого времени у нас ГГ выше 6,3 % было редким явлением.

Сын осознал свою ошибку и за следующие 3  месяца нам удалось выйти на ГГ 6,7%. Редкие случаи объедания сластей втихаря все же случались. Теперь мы ждем анализ за 3 весенних месяца. Думаю, мы уйдем ниже 6,5 % в этот раз.

Как и что ел сын в школе?

Можете считать меня сумасшедшей, но каждый день сын брал с собой полноценный обед в банках или контейнерах, который я готовила накануне. Сами знаете, что качество школьной еды оставляет желать лучшего, да и посчитать ее просто невозможно.

В столовой имелась микроволновка и в ней разогревали нашу еду. Препятствий нам не чинили. Знаю нескольких мам с детьми-диабетиками, которые пытаются рассчитать столовскую еду и, естественно, не получают нормальные сахара. На мои советы реакции не последовало, поэтому перестала их переубеждать.

В общем и целом, школа вызывала у меня раздражение и  отторжение только первые 3 месяца. Сейчас я считаю, что не так все страшно. А когда у нас будет Dexcom G5, когда я буду следить за динамикой сахара на своем телефоне, когда ребенок в школе, то это будет вообще красота. Мне не нужно будет звонить «по двести раз» за урок, чтобы узнать: «Как там сахар?». Достаточно просто взглянуть на монитор, чтобы понять, что все ОК.

Что для вас стало самым трудным в школе и как вы справлялись с проблемами? Напишите в комментариях, хочется услышать ваш опыт.

С теплотой и заботой, эндокринолог Диляра Лебедева

Наверх